«Башҡортостан Республикаһы
Йәрмәкәй районы
муниципаль районының
Йәрмәкәй үҙәкләштерелгән
китапхана системаһы»

муниципаль бюджет
мәҙәниәт учреждениеһы
logo
Муниципальное бюджетное
учреждение культуры
«Ермекеевская централизованная
библиотечная система

муниципального района
Ермекеевский район
Республики Башкортостан»
Республика Башкортостан, Ермекеевский район, с. Ермекеево, ул. Ленина, д.3
тел. +7 (347-41) 2-25-49; e-mail: mukcbs23@mail.ru

История возникновения села Абдулкаримово

В Абдулкаримовской сельской библиотеке прошло очередное заседание кружка «Колесо истории» по теме «История возникновения села», посвященная самому дорогому – любви к родной земле. На основании накопленного краеведческого материала члены кружка обсуждали о прошлом и будущем нашей Малой родины, страницы которой отражают героические подвиги и трудовые будни наших предков, где каждый житель внес свою лепту в историю родного края.

Руководитель кружка Наиля Габдрахимовна своё выступление начала со слов: «Знать историю родного края, знать о людях, живших и живущих здесь – это интересно, это правильно, необходимо и важно. Наша задача оставить историю нашего села потомкам. Для этого нам нужно внимательно изучать материалы, которые попадают к нам из различных источников. На данный момент я предлагаю изучить сохранившиеся в нашем школьном архиве письма, написанные Хуснуллиным Ахмадуллой Хуснулловичем пионервожатой нашей школы Суяргуловой Люцие».

Письма, написанные на татарском языке, прочитала Зарипова Зиля Файзрахмановна. Первое письмо от 28 декабря 1966 года. В своём письме он поздравляет пионеров школы с Новым годом, вступлением в ряды комсомола. А второе письмо написано 15 января 1967 года. Из него мы узнали ответы на вопросы, которые были ему заданы по истории нашего села.

Наша деревня Абдулкаримово образовалась в середине XVI века. Основателем деревни считается Габделкарим бабай (1570-1585).

Это событие произошло во времена присоединения к России народов Приволжья и Урала. В Башкирию бежал народ со всего Поволжья: татары, мещеряки, русские, удмурты, чуваши, мордва, марийцы.

Спасаясь от царских чиновников, освобождаясь от скота, оставив только несколько лошадей, мечтая осесть на одном месте, чтобы обрабатывать землю, дошли они до мест, никогда никем не обрабатываемых, таких, где не ступала нога человека. Раньше этот человек имел много лошадей, кочевал с места на место. Он нашёл подходящее ему место у ручья вдоль реки Ря.

Габделкарим бабай переселился из Симбирского уезда (в то время разделения на уезды ещё не было). В эти же годы, спасаясь от гнёта татаро-монгольских ханов, в тихое место к Габделкарим бабаю из города Пенза пришёл со своим родом человек. Он был из мишарей, звали его Дулкарнай. Третий род пришёл из Сакмарбашево Оренбургской губернии. Его привёл человек по имени Ибрагим. Младший брат Ибрагима Хужа Сает пришёл в Башкортостан и поселился около реки Дёма. Четвёртый род из рода Байкай. Сам он сын Баймухаммета, уроженца Ермекеево. Самый последний род пришёл из Казани. Сираж, Гиляж – портные. Сначала они образовали отдельный посёлок Казаннар җире. Таким образом, наше село состоит из пришедших с разных сторон татар (мишар), башкир.

Габделкарим бабай был башкиром. Остальные – тептяры. Это по словам Хисматуллина Гарифуллы бабая и Халикова Минаж бабая. Они говорили, что у деревни была своя родословная. В последнее время продолжателем её является Гильмавзал бабай (жил напротив школы). До революции люди жили очень бедно. По воспоминаниям самого Ахмадуллы дома были саманные, обмазанные красной глиной, и каменные. Бедняки нанимались на работу к более зажиточным людям. После революции жизнь в нашей деревне значительно улучшилась. Сейчас деревня стала красивой и изменилась до неузнаваемости. По сравнению с другими деревнями жизнь в нашей деревне изменялась в более быстром темпе. Против советской власти не было противников. В 1920 году жители деревень Рятамак и Суерметово призывали к войне на вилах (Сәнәк сугышы). Из нашей деревни Гайни сын Нургалия был комендантом в этой войне. До революции из нашей деревни переселились в Томскую губернию 15 семей. В Буздякский район д.Шарле-куль – 4-5 хозяйств.

В 1924 году умер Владимир Ильич Ленин. Везде проходили митинги, от абдулкаримовцев в Ермекеево на митинге было около 20 человек. После этого начался ленинский призыв во вступление в комсомол. Это продолжалось целый месяц. Автор первым из деревни вступил в ряды комсомола в феврале 1924 года. В конце этого же года были вступившие в комсомол: Хамидулла сын Зайнуллы, Галиакберов Шаяхмет, Фаттахов Хикам, Минязев Имам, Инсапов Мирхай. Осенью 1925 года в Абдулкаримово образовалась ячейка комсомола. Ахмадуллу избирают секретарём ячейки. Фаттахова Нури назначают ответственным красного уголка. Секретарь волостного комитета Мансуров провёл собрание.

В деревне первыми членами коммунистической партии в 1927 году стали Хуснуллин Ахмадулла и Хафизов Сирай. В 1930-31 гг. вступающих в партию стало больше. В 1931 году автор учился в Уфе в партийной школе.

В 1929 году образовалось зерновое хозяйство. Оно просуществовало не больше года и развалилось. Сельхозартель появилась в 1931 году. Её первый председатель – Бикбаев Асылхан бабай. Про историю колхоза Ахмадулла Хуснуллович рекомендует спросить у Шафикова Закира, Саттарова Ахнафа, Бикбаева Асылхана. Они лучше знают.

Связавшись с родственниками (племянником Хисматуллиным Ринатом Каррамовичем) мы узнали, что Ахмадулла Хуснуллович 1904 года рождения. До войны окончил Белебеевское педагогическое училище, помогал людям получить начальные знания грамоты (ликвидация безграмотности). Он родной брат Хисматуллиных Лутфуллы и Карамуллы. Они росли в зажиточной семье, т.к. у них было две коровы и три лошади, пасека. Добровольно первыми сдали коров и лошадей в колхоз, сами вступили в колхоз. До войны женился на девушке из Давлекановского района Бахие. У них родилось шестеро детей. В сентябре 1942 года уходит на фронт. После войны возвращается в родные края. Работает в школе в Рятамаке, потом переводится в деревню Старые Сулли. Во втором браке у него рождается двое детей.

Историю нашей деревни сохранили Газизов Хамит Фаритович и Хуснуллин Ахмадулла Хуснуллович. Изучив данные письма, поговорив с родственниками их автора, сторожилами села (Миннуллиной Уммиёй, Закировым Марваном), поработав на сайте «Память народа», мы нашли ещё одного ветерана Великой Отечественной войны – Хуснуллина Ахмадуллу Хуснулловича.

Во второй части заседания мы читали в рукописях стихи Сафуана Кашапова, подаренные автором музею села Абдулкаримово. Его стихи притягивают тем, что они адресованы жителям нашего села и села Ермекеево.

Было принято решение, что очередное заседание кружка будет проведено в сельском краеведческом музее. Оно будет посвящено родословным села.

Видеосюжет – https://vk.com/video-22243072_456239111