«Башҡортостан Республикаһы
Йәрмәкәй районы
муниципаль районының
Йәрмәкәй үҙәкләштерелгән
китапхана системаһы»

муниципаль бюджет
мәҙәниәт учреждениеһы
logo
Муниципальное бюджетное
учреждение культуры
«Ермекеевская централизованная
библиотечная система

муниципального района
Ермекеевский район
Республики Башкортостан»
Республика Башкортостан, Ермекеевский район, с. Ермекеево, ул. Ленина, д.3
тел. +7 (347-41) 2-25-49; e-mail: mukcbs23@mail.ru

135-лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко

«В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом
моей педагогической веры»

13 марта 2023 года — в Год педагога и наставника — исполнилось 135-лет со дня рождения всемирно известного советского педагога и воспитателя, писателя, прозаика и драматурга, автора знаменитой «Педагогической поэмы» Антона Семеновича Макаренко. Его книга «Педагогическая поэма» переведена на 18 языков народов СССР и 36 иностранных языков.

Макаренко А.С. вошел в мировую педагогику как создатель новаторской системы воспитания беспризорных, социально заброшенных детей. Большую часть жизни посвятил перевоспитанию трудных подростков, которые затем становились законопослушными гражданами, добившимися в жизни больших высот.

В 1988 году Антон Макаренко признан ЮНЕСКО одним из четырех выдающихся педагогов мира. Его авторская методика воспитания творила чудеса в 20-е годы прошлого столетия. Количество беспризорников в то время было огромным. Для решения вопроса их воспитания были созданы педагогические коммуны, в которых А.С. Макаренко воплощал на практике разработанную им воспитательно-педагогическую систему. Первая коммуна появилась в 1920 году в Украине — трудовая колония имени М. Горького в селе Ковалёвка, близ Полтавы; в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; с октября 1927 года по июль 1935 года Макаренко был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф.Э.Дзержинского в пригороде Харькова.

Макаренко сам уверял, что его метод – это единственное средство справиться с трудными и травмированными детьми, нуждающимися в помощи. На протяжении двенадцати лет Макаренко возглавлял колонии, где находились малолетние правонарушители, и добился того, что все его воспитанники выросли достойными людьми, никто не вернулся к своей прежней жизни. Система Антона Макаренко пристально изучается и используется во всем мире, а его имя стоит в одном ряду с такими выдающимися педагогами, как Георг Кершенштейнер, Джон Дьюи, Мария Монтессори.

Основные педагогические идеи

Идеи А.С. Макаренко заключаются в том, что каждый человек носит в себе огромный потенциал для развития и воспитания личности, которая является носителем прогресса в любом обществе. Важным условием для развития такой личности являются специально организованные социальные условия и педагогическое воздействие.

Основа методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями, и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности.

Антон Семенович развивал теорию семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его.

Коллективизм, строгая дисциплина, постоянная занятость — на этих трех китах была построена система Макаренко. Поэтому дети, разделённые на разновозрастные отряды, не только имели самоуправление, но и трудились на собственном производстве. По мысли Макаренко, чем лучше относишься к ребенку, чем больше его уважаешь, тем больше от него нужно требовать и тем лучше он будет подготовлен к взрослой жизни.

Макаренко разработал «метод перспективных линий» — перед ребенком ставится цепочка целей, которые нужно поочередно достигать. Педагог считал обязательным соблюдение дисциплины, а вот стремления к идеальной учебе от своих учеников не требовал.

Педагогический опыт и взгляды А.С. Макаренко отражены в художественном творчестве. В литературных произведениях («Педагогическая поэма», «Марш 30-го года», «Флаги на башнях»), художественно-теоретическом произведении «Книга для родителей», в публицистических статьях проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развитие новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек.

#culturebrand